Методика организации экскурсий в природу

Содержание курса

1. Экскурсия в истории естественно-научного образования

История становления: 50-е годыХ1Х века – обоснование А.Я. Гердом экскурсии как формы обучения. ХХ век: роль педагогов-естественников В.В. Половцева, В.Ф. Натали в углублении содержания экскурсионной работы. Характеристика взгляда Д.Н. Кайгородова и др ученых на ведущую роль экскурсионной формы обучения в школе. Раскрытие сущности «экскурсионного метода» в 20-годах. 30-х годы ХХ века – признание экскурсий как дополнительной формой обучения. Особенность взглядов ученых на роль и место экскурсий в обучении, их классификацию, новые методы их проведения. Содержание первой методики проведения экскурсий Б.Е. Райкова. Особенности подготовки педагогов на экскурсионной станции Б.Е. Райковым в Петербурге. Сущность методики экскурсий в природу Б.В. Всесвятского. Пути реализации его подхода на станции «Юных натуралистов» в Москве. Вклад ученого К.П. Ягодовского в разработку современного подхода к проведению экскурсий. Вторая половина ХХ века – разработка И.Д. Зверевым учебно-воспитательных задач и признаков организации экскурсии как активной формы обучения биологии. Развитие идей И.Д.Зверева в работах И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной и др. ученых в 90-х годах ХХ века. Современное место экскурсий в природу в методике обучения биологии

2. Экскурсия как важная форма обучения по биологии.

Определение, значение и место экскурсий в природу как формы обучения биологии в учебно-воспитательном процессе на современном этапе. Роль экскурсий в системе обучения биологии. Взаимосвязь методики обучения биологии и экскурсии в природу как формы обучения. Классификация экскурсий: вводные, тематические, обобщающие. Определение экскурсии как формы обучения, её цели и задачи. Образовательное, воспитательное и развивающее значение экскурсий. Методические признаки экскурсии как формы обучения биологии. Особенности содержания экскурсий, их экологизация на современном этапе. Содержание и направленность основных методов проведения экскурсий. Программные требования к экскурсиям по курсу биология. Основные направления экскурсий в природу. Структура организации экскурсии в природу. Характеристика, особенность и требования к организации этапов экскурсии: подготовка ученика и учителя; отбор содержания и выбор маршрута; объяснение материала во время экскурсии; выполнение самостоятельных наблюдений; подведение итогов по самостоятельной работе; обсуждение итогов экскурсии; проведение природоохранных акций. Роль экскурсий к приобщению школьника к эксперименту, кратковременному или долговременному наблюдению и исследованию. Методика системы индивидуальных заданий по наблюдениям за живой природой. Современные проблем экологии и методика организации экскурсионной работы по биологии. Взаимосвязь учебной работы в классе, внеклассной работы и экскурсий в природу – основное условие совершенствования процесса обучения биологии и развития личности учащихся.

3. Педагогические особенности организации экскурсий в природу.

Психолого-педагогические особенности организации и проведения экскурсии в природу на современном этапе. Основные дидактические принципы: научность, доступность и системность содержания, его наглядность; воспитывающее обучение; сознательность и прочность усвоения практических знаний и умений; связь обучения и воспитания с жизнью, с экологическими проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания программному материалу по предмету, учет возрастных особенностей, их умственного развития и интересу. Суть личностно-ориентированного подхода в проведении экскурсий в природу. Формирование личностных качеств: логического мышления, научного мировоззрения, самостоятельности, наблюдательности, интереса к исследовательской и природоохранной деятельности т.д. Педагогические требования к проведению экскурсий и выполнению самостоятельной работы в природе. Традиционные и инновационные виды тематических экскурсий в природу. Педагогические технологии в организации и проведении экскурсий и новые методические подходы к организации исследовательской деятельности в природе. Особенности экскурсий в природу в процессе внеклассной работы на современном этапе. Взаимосвязь содержания классной и внеклассной работы по использованию экскурсий как метода обучения. Роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной и исследовательской работе, особенно в природе. Современные педагогические технологии по организации инновационных форм общения с природой: полевые практикумы, учебно-экологические тропы, школьные заказники. Управление умственным развитием учащихся, скоростью их работы, осознанием наблюдаемых явлений в природе и усвоением новых эколого-биологических знаний в ходе экскурсий, с учетом индивидуальных особенностей.

3.Особенности организации и содержания экскурсий при изучении раздела «Растения»

Программные рекомендации к экскурсиям по разделу «Растения». Организационные особенности проведения ботанических экскурсий. Требования к планированию ботанических экскурсий: время экскурсии, учет местных природных условий при выборе объектов наблюдения, знания перечня охраняемых видов района или области, взаимосвязь темы с изученным материалом. Основными организационно-методическими положениями являются: а) разработка маршрута экскурсии и посещение его педагогом; комплексный подход к содержанию каждой экскурсии. Особенности подготовки ботанического снаряжения экскурсии в зависимости от темы и времени года. Характеристика содержания основных тематических экскурсий и их направленность: «Многообразие растительного мира и его значение», «Роль времен года в жизни растений», «Раннецветущие растения, их значение и охрана», «Растительные сообщества (лес, луг, прибрежная растительность, растения водоема), их структура, адаптация и взаимосвязь растений», «Смена и динамика растительных сообществ», «Роль влияния деятельности человека на состояние растительных сообществ и их многообразие», «Охрана растений и растительных сообществ».

4. Особенности организации и содержания экскурсий при изучении раздела «Животные»

Программные рекомендации к экскурсиям по разделу «Растения». Организационные особенности проведения зоологических экскурсий. Требования к планированию зоологических экскурсий: время экскурсии, учет местных природных условий при выборе объектов наблюдения, знания перечня охраняемых видов района или области, взаимосвязь темы с изученным материалом. Основными организационно-методическими положениями являются: а) разработка маршрута экскурсии и посещение его педагогом; б) экологический подход к содержанию каждой экскурсии. Особенности подготовки зоологического снаряжения экскурсии в зависимости от темы и времени года. Характеристика содержания основных тематических экскурсий и их направленность: «Многообразие животного мира и его значение», «Роль времен года в жизни животных», «Приспособленность организмов, их взаимосвязь в природном сообществе», «Многообразие и смена природных сообществ», «Влияние деятельности человека на состояние и развитие природных сообществ», «Охрана и привлечение птиц», «Охрана животных и многообразия природных сообществ».

5. Особенности организации и содержания экскурсий при изучении раздела «Общая биология»

Программные рекомендации к экскурсиям по разделу «Общая биология». Организационные особенности проведения экскурсий по общей биологии. Требования к планированию экскурсий: время экскурсии, учет местных природных условий при выборе объектов наблюдения, знания перечня охраняемых видов района или области, взаимосвязь темы с изученным материалом. Основными организационно-методическими положениями являются: а) разработка маршрута экскурсии и посещение его педагогом; б) комплексного экологический подход к содержанию каждой экскурсии, в) учет результатов наблюдений, полученных на предыдущих экскурсиях. Особенности подготовки специального снаряжения экскурсии в зависимости от темы и времени года. Характеристика содержания основных тематических экскурсий и их направленность: «Биогеоценоз и экосистема: отличия и сходство», «Экосистемы их структура и многообразие (лес, луг, водоем)», «Агроэкосистема (поле, сад)», «Многообразие видов как условие устойчивости экосистемы», «Антропогенное влияние на экосистему», «Смена экосистем: причины и последствия», «Охрана биологического разнообразия экосистем».


Вопросы к зачету

Список литературы

На ГЛАВНУЮ

Hosted by uCoz