ПРАКТИКА И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЙ

Обучение рассчитано на 72 часа аудиторных занятий; 10 недель, 2,5 месяца.

ПРОГРАММА КУРСА

Раздел I. ФЕНОМЕН РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА.

Тема 1. Феномен рекреации и туризма.
Понятие рекреации. Туризм как форма рекреации. Основные мотивы путешествий, влияние путешествий на личность и общество. История туризма и путешествий. Организованный туризм и вольные путешествия. Вопрос самодостаточности путешествия. Негативные аспекты туризма и их преодоление. Классификация туризма по целям, способу передвижения, месту осуществления, уровню организованности, финансированию. Циклы перемещений.

Тема 2. Объекты туризма и рекреации.
Рекреационный потенциал территории и параметры его оценки. Рекреационные ресурсы. Понятие о культурном и природном наследии. Мемориальная и историческая ценность территории. Климат как составляющая рекреационного потенциала. Атрактивность территории. Этнические аспекты рекреации и туризма. Антропогенная нагрузка и ее влияние на рекреационный потенциал. Рекреационная освоенность и рекреационная ёмкость. Источники информации о рекреационном потенциале территории и планирование путешествий. Путеводители, карты, дневники и отчеты о путешествиях, Интернет-ресурсы.

Раздел II. ТУРИСТСКИЙ МЕНДЖМЕНТ И ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС.

Тема 1. Правовые основы туризма.
Международные правовые акты в области туризма. Федеральные законы, правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти в области туризма. Законодательство о туристской деятельности субъектов РФ. Единый федеральный реестр туроператоров. Лицензирование в сфере туризма.

Тема 2. Маркетинг в туризме. Гостиничный сервис.
Государственная политика РФ в области туризма. Стратегия развития туризма в России. Маркетинг национального туристического продукта. Многостороннее и двустороннее сотрудничество в области туризма. Гостиничный сервис и его классификации.

Тема 3. Менеджмент в туризме.
Тур – основной продукт деятельности туроператоров. Формирование и продвижение туров. Реализация туров. Туристические агентства и их роль в туристической отрасли. Основы управления туристическим агентством. Агентский договор. Страхование в туризме. Финансовые гарантии.

Раздел III. ТУРИЗМ КАК СПОРТ. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.

Тема 1. Туризм как экстремальный вид спорта.
История спортивных путешествий. Спортивная составляющая в пешем, водном, горном туризме, в вольных путешествиях. Понятие о рекорде в туризме. Экстремальный туризм. Уровень и факторы риска в различных видах туризма. Одиночный и групповой туризм.

Тема 2. Оборудование, снаряжение, организация туристского быта.
Личное и групповое оборудование и снаряжение для похода. Выбор места для привала и бивака. Планирование бивака. Обоснованность разведения костра и сбор дров. Выбор и подготовка места для костра и правила противопожарной безопасности. Альтернативные способы приготовления пищи. Устройство отхожих мест и мест для мусора. Проблема твердых бытовых отходов и ее решение в условиях похода и лагеря. Питание за счет природных источников (рыбалка, сбор грибов, ягод и трав). Съедобные и лекарственные растения.

Тема 3. Основы техники безопасности в экстремальном туризме.
Дисциплина в группе. Правила передвижения и преодоления препятствий в горах, в лесу, в заболоченной местности и по льду, на лыжах, на плавательных средствах: факторы опасности и профилактика несчастных случаев. Ориентирование. Чрезвычайные ситуации: дезориентация и поиски пропавших; непредвиденный ночлег; утрата продовольствия; промокание; лавина; нападение преступников и террористов.

Тема 4. Основы доврачебной медицинской помощи.
Аптечка путешественника. Первая помощь и лечение простудных заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта (в т.ч. и отравления), сердечно-сосудистых заболева-ний, заболеваний опорно-двигательной системы. Аллергические реакции. Хронически больные туристы. Первая помощь при кровотечениях, ожогах, обморожениях. Черепно-мозговые травмы. Повреждения позвоночника. Повреждения конечностей, их диагностика и первая помощь. Укусы ядовитых животных. Терминальные состояния и первая помощь.

Тема 5. Опасные факторы живой природы.
Крупные млекопитающие. Ядовитые животные. Животные-паразиты и переносчики возбудителей инфекционных заболеваний. Истинная и мнимая опасность животного мира. Правила безопасности при встречи с животными. Растения как фактор риска. Ядовитые растения и грибы. Съедобные растения и грибы. Лекарственные растения и основы фитотерапии в путешествии.

Раздел IV. ОСНОВЫ ЭКОТУРИЗМА И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Тема 1. Основные понятия экологического туризма.
Экологический туризм (экотуризм) в сравнении с другими формами туризма. Необходимость развития, задачи и мотивы экотуризма; проблема кадров. Механизм возникновения локальных, региональных и глобальных экологических проблем. Антропо- и экоцентризм: краткая история мировоззрений. Четыре основных типа отношения к природе в ходе рекреации: когнитивное, эстетическое, этическое и прагматическое. Понятия об экологической этике, экологической культуре, экологическом просвещении, воспитании и образовании.

Тема 2. Проблемы рекреационного природопользования.
История и основные формы рекреационного природопользования. Рекреационное природопользование как источник экологических проблем. Экофильная и экофобная составляющие рекреационного природопользования. Этические и этнокультурные аспекты рекреационного природопользования. Понятие о рекреационной дигрессии экосистемы. Рекреационная дигрессия на примере лесного сообщества. Причины и особенности рекреационной дигрессии различных лесных, луговых, горных и береговых экосистем. Рекреационная ёмкость экосистемы. Методы изучения и регулирования рекреационной нагрузки и снижения рекреационной дигрессии.

Тема 3. Особо охраняемые природные территории.
Необходимость, история и задачи особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в России и за рубежом. Основные категории ООПТ России: заповедник, национальный парк, заказник, природный парк, лесопарк, памятник природы, их задачи и особенности режима. ООПТ как объекты рекреации и центры экологического просвещения. Регулирование и допустимость рекреации на ООПТ различных категорий. Взаимоотношения ООПТ, местного населения и туристов.

Тема 4. Музеи как объекты экологического туризма и центры экологического просвещения.
Музей природы, краеведческий и естественнонаучный музеи: основные особенности и роль в экотуризме. Основные мотивы посещения музеев. Основные средства хранения и передачи информации в музее. Музейная экспозиция и этикетаж. Экскурсионная работа в музее. Интерактивные методы экологического просвещения на базе музея: экологические праздники, практические занятия, игровые путеводители и др.

Тема 5. Экскурсии в природу и экологические тропы.
Особенности экскурсии как формы передачи информации. Экскурсии в природу в сравнении с экскурсиями по культурным достопримечательностям. Основные принципы и правила проведения экскурсий в природу. Основные сложности проведения экскурсий в природу и их преодоление. Экологическая тропа как форма экологического просвещения. История вопроса. Этапы создания экологических троп. Формы эколого-просветительской работы на экологической тропе. Примеры экологических троп.

Тема 6. Эколого-краеведческая работа в детско-юношеском туризме.
Преимущества и недостатки лагеря и похода. Экологические лагеря и экспедиции. Формы эколого-краеведческой работы в детско-юношеском экотуризме: практические природо-охранные акции, учебно-исследовательская работа, составление эколого-краеведческих путеводителей, природоохранная публицистика. Детско-юношеский экотуризм на ООПТ: примеры опыта работы. Экологическое просвещение в неэкологических лагерях и походах.

Раздел V. ОСНОВЫ РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ.
Тема 1. Регионоведение и краеведение.
Регионоведение и краеведение – основные понятия и термины. Использование методов краеведения и регионоведения в туризме.

Тема 2. Подготовка к походу, путешествию.
Определение цели и района похода или путешествия. Распределение обязанностей в группе. Изучение района похода: изучение литературы, карт, отчетов о походах, запросы в местные образовательные и другие учреждения, получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут. Основные вопросы при изучении района путешествия. Разработка маршрута и плана-графика движения. Фотографический и письменный отчеты о походе.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ:

Ерошенко Васий Иванович

Самохин Юрий Семёнович

Хрибар Сергей Феликсович


ФИТОДИЗАЙН

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НА ГЛАВНУЮ



Hosted by uCoz
GARDENER.ru - ландшафтный дизайн и архитектура сада Общество друзей милосердия